ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Прокуратура Чувашской Республики Сегодня: 19 августа 2019 года

css3 menu by Css3Menu.com

Прокурор Чувашской Республики

Пословский Василий Митрофанович

Архив новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
Поиск по сайту
Какое направление деятельности прокуратуры, по Вашему мнению, необходимо усилить?
защита прав и свобод человека
государственное обвинение в суде
углубление международно-правового сотрудничества
сопровождение приоритетных национальных проектов
надзор за предварительным следствием и дознанием
борьба с проявлениями ксенофобии и экстремизма
борьба с коррупцией

Возраст
Пол МЖ
Род занятий

Образование

Официальный интернет-портал правовой информации

Вопросы-ответы

5. Законодательство об образовании

22 января 2018
Имеет ли право образовательная организация привлекать денежные средства родителей или иных законных представителей обучающихся на текущие нужды организации, а именно на ремонт классных помещений, охрану, приобретение мебели, учебных принадлежностей, установку окон и на другие аналогичные цели

Прокуратура Чувашской Республики разъясняет, что в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации и с ч.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее–Федеральный закон № 273–ФЗ) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 8 Федерального закона№ 273–ФЗ, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с п.п. 1, 3 и 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона№ 273–ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273–ФЗ материально–техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами отнесено к компетенции образовательной организации.

Следовательно, установление и взимание с родителей и иных законных представителей обучающихся детских садов и школ платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и мероприятия, финансовое обеспечение которых согласно вышеуказанным нормам закона должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета, противоречит действующему законодательству.

Не допускается принуждение родителей и иных законных представителей обучающихся образовательных организаций к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при детских садах и школах органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов, фондов.

Основной довод тех, кто считает, что родители должны помогать образовательному учреждению «добровольно», основывается на требованиях Федерального закона от 11.08.1995 № 135–ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее–Федеральный закон № 135–ФЗ), согласно ст. 2 которого благотворительная деятельность осуществляется, в том числе, в целях содействия деятельности в сфере образования. Между тем, ст. 4 Федерального закона № 135–ФЗ определено, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Как раз принцип добровольности и свободы выбора целей благотворительной деятельности стараются не замечать сторонники «добровольной помощи».

Родители и иные законные представители обучающихся вправе осуществлять пожертвования образовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

Следует учесть, что установление фиксированной суммы, подлежащей сбору с каждого родителя, ее несоразмерность доходам и материальному положению в семье также не будет отвечать критериям благотворительной деятельности и добровольности пожертвований, определенных Федеральным законом № 135–ФЗ.

Родители обучающихся детских садов и школ не обязаны финансировать деятельность по содержанию, охране зданий и сооружений образовательных учреждений, материально–техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

В случаях нарушения прав детей на бесплатное образование, принудительного сбора с родителей и иных законных представителей обучающихся денежных средств и иных материальных ценностей администрацией, работниками детских садов и школ, а также представителями органов самоуправления образовательных учреждений (родительского комитета, попечительского совета) граждане могут обратиться с письменными жалобами в органы прокуратуры Чувашской Республики или позвонить по организованной в аппарате прокуратуры республики телефонной «горячей линии» - (8352) 39–20–42 (в рабочие дни с 9 до 18 часов) для организации соответствующей прокурорской проверки.


 
Противодействие коррупции
Уведомление об экстремизме
Жалобы на действия сотрудников полиции
Сообщите о коррупции
 

© 2007-2015 При использовании материалов Официального сайта прокуратуры
Чувашской Республики ссылка на www.chuvprok.gov.ru обязательна
Rambler's Top100