ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Прокуратура Чувашской Республики Сегодня: 21 сентября 2019 года

css3 menu by Css3Menu.com

Прокурор Чувашской Республики

Пословский Василий Митрофанович

Архив новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
Поиск по сайту
Какое направление деятельности прокуратуры, по Вашему мнению, необходимо усилить?
защита прав и свобод человека
государственное обвинение в суде
углубление международно-правового сотрудничества
сопровождение приоритетных национальных проектов
надзор за предварительным следствием и дознанием
борьба с проявлениями ксенофобии и экстремизма
борьба с коррупцией

Возраст
Пол МЖ
Род занятий

Образование

Официальный интернет-портал правовой информации

Вопросы-ответы

2. Жилищное законодательство

23 октября 2012
На вопросы ведущего о соблюдении законодательства в сфере ЖКХ в рамках передачи «Правовое поле», вышедшей в эфир 23.10.2012 на Национальном телевидении Чувашской Республики, отвечает прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Чувашской Республики Дмитрий Леонтьев.

Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!

Здравствуйте!

Дмитрий Владимирович, скажите, как же осуществляется контроль в сфере ЖКХ?

Жилищно-коммунальная сфера находится на постоянном контроле органов прокуратуры республики. Прокуроры городов и районов республики ориентированы на своевременное выявление и устранение нарушений закона, безотлагательное восстановление прав граждан и привлечение к ответственности виновных лиц.

В текущем году органами прокуратуры особое внимание уделяется обеспечению законности в сфере ценообразования на услуги ЖКХ. За этот период органами прокуратуры республики установлены многочисленные факты нарушений прав граждан в этой сфере со стороны управляющих компаний.

Какие нарушения встречаются чаще всего?

Типичные нарушения – это нарушения при начислении жильцам завышенной платы на содержание и ремонт дома и нарушения при начислении платы за отопление и водоснабжение.

Так, прокурором Ленинского района г.Чебоксары установлено следующее. Управляющей компанией ООО «УК «Альфа» за 2011 года жильцам обслуживаемых домов начислено за отопление значительно больше того объема тепловой энергии, которое поставлено в эти дома ООО «Коммунальные технологии».

При таких обстоятельствах п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривает обязанность управляющей компании по возврату излишне начисленных денежных сумм, которая ООО «УК «Альфа» проигнорирована.

По результатам проверки прокурором района в отношении директора организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования».

Аналогичные меры приняты прокурором Московского района г.Чебоксары в отношении руководителей ОАО «Камал», ООО «Наш Дом».

Или в Порецком районе управляющая компания ООО «УК Порецкая» без решения собственников помещений дома №67 по улице Ленина самовольно увеличила плату за текущий ремонт на 3 рубля за 1 кв.м. Прокуратура Порецкого района возбудила административное дело по ст.14.7 КоАП (обман потребителей) в отношении директора общества. В итоге был произведен перерасчет незаконно начисленной платы.

Можно ли бороться с такими нарушениями лишь с помощью административных штрафов?

К руководителям, допускающим нарушения в сфере ЖКХ, часто применяется такая мера воздействия как административные штрафы. Кто-то делает правильные выводы и исправляется.

Но согласитесь, ведь не все. Штрафы кого-то вовсе не пугают. Тем более, что некоторые руководители управляющих организаций и вовсе их оплачивают не из своего кармана.

Согласен, тем более такие случаи имелись. Так, например в Моргаушском районе в ходе проверки был установлено, что руководитель МУП «Сундырское ЖКХ» за счет организации оплачивал административные штрафы, возложенные на него. Их он должен был оплатить за свой счет. И это уже преступление.

Спасибо, но о преступлениях в сфере ЖКХ мы поговорим немного позже. Хотелось бы все таки узнать, если иные меры административного воздействия, более жесткие, чем штрафы?

Да есть. Административным законодательством предусмотрено применение и иных мер воздействия.

Так, прокурором Московского района г.Чебоксары установлено, что директор ООО «УК «Жилищник» необоснованно освободил старших по подъездам многоквартирного дома №13 по ул.Гузовского от внесения платы за жилищно-коммунальные услуги. В этой связи в отношении директора общества возбуждено административное дело по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Учитывая, что директор ООО «УК «Жилищник» ранее привлекался к административной ответственности за нарушения порядка ценообразования, по постановлению прокурора судом ему назначено наказание в виде дисквалификации, которое выражается в лишении права занимать руководящие должности, в том числе состоять в органах управления юридического лица.

Обращаю внимание, что это первый в Чувашской Республике прецедент, когда руководитель управляющей организации, нарушивший права граждан в жилищно-коммунальной сфере, уже не отделался штрафом, а поплатился своим креслом.

А за какие конкретно нарушения в сфере ЖКХ можно привлечь к административной ответственности в виде дисквалификации?

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 4 статьи, предусматривающих административную ответственность должностных лиц в виде дисквалификации сроком до 3 лет за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В частности, такая ответственность предусмотрена за:

1) нарушение установленного порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ);

2) невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5 КоАП РФ).

3) воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, совершенное повторно (ст. 19.4.1 КоАП РФ);

4) нарушение установленных стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, совершенное повторно (ст. 19.8.1 КоАП РФ).

А были ли такие факты, когда должностные лица управляющих организаций несли не административную, а уголовную ответственность, но не за всякого рода хищения, а именно за неисполнение своих обязанностей по надлежащему управлению многоквартирным домом?

Да, например, в Шумерле в отношении руководителя управляющей организации вынесен приговор фактически за то, что последний своевременно не отремонтировал крышу. И это тоже своего рода прецедент в республике.

То есть, как я понимаю, для того, чтобы привлечь к уголовной ответственности в данной ситуации, необходимо вступившее в законную силу решение суда? Как его добиться?

Совершенно верно. Статья 315 УК РФ предусматривает ответственность именно за неисполнение решения суда. Поэтому собственникам помещений в домах, обслуживаемых управляющими организациями, необходимо сначала либо самим обратиться в суд с заявлением о понуждении управляющей организации исполнить свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества МКД в рамках договора управления и законодательных требований (в том случае, если они не исполняются, конечно), либо обратиться с соответствующей просьбой к прокурору, поскольку прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с действующим законодательством (что и сделано было в Шумерле).

Много разговоров было в последнее время об УК «Новек». Так что же там все-таки произошло, и чем все закончилось?

Прокуратурой г. Новочебоксарска установлено, что в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 выставило гражданам домов, находящимся на обслуживании управляющей компании, квитанции на оплату тепловой энергии на сумму 479.800.000 рублей, в то время как стоимость этой энергии составила 465.100.000 рублей. В результате этого гражданам причинен ущерб в размере 14.762.800 рублей.

По направленным материалам прокурорской проверки СО МВД РФ по г.Новочебоксарск в отношении руководителя ООО «Управляющая компания «Новэк» возбуждено уголовное дело по п. «б» ч.3 ст. 165 УК РФ, по которому в настоящее время проводится предварительное расследование.

Выявлялись ли случаи, когда денежные средства, полученные от населения, использовались не по их целевому назначению?

Да, и с такими правонарушениями мы работаем. Например, в ходе проведенной по требованию прокурора Моргаушского района аудиторской проверки в действиях директора муниципального предприятия коммунального комплекса выявлены признаки злоупотреблений и хищений средств организации.

В 2010-2011г. директор МУПа выплатил себе премии и материальную помощь на общую сумму более 38 тыс. рублей, при этом по данным бухгалтерской отчетности предприятия за 2010 год получен убыток в сумме 363 тыс. рублей. ( премии за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и материальная помощь выплачиваются только за счет чистой прибыли)

Как я уже сказал, в ходе проверки был установлен еще ряд нарушений в МУП «Сундырское ЖКХ : руководитель за счет организации оплачивал административные штрафы, возложенные на него. Или например, праздничные обеды в кафе, банкеты так же проводились за счет предприятия.

По результатам рассмотрения направленных прокуратурой района материалов Следственным отделом ОМВД РФ по Моргаушскому району возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст.160 УК РФ (присвоение или растрата).

В г.Шумерля сложилась нездоровая обстановка вокруг управляющей организации ООО «ЖКУ». Из начисленной жильцам платы за отопление в размере 10 млн. руб. за период с декабря 2011 по июнь 2012 гг. теплоснабжающей организации ООО «Строитель» оплачен лишь объем коммунального ресурса на сумму 2,65 млн. руб., притом, что уровень сбора платежей с населения превышает 90%.

Шумерлинским межрайонным прокурором по данным фактам в МО МВД России «Шумерлинский» направлено мотивированное постановление в порядке ст.37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц ООО «ЖКУ».

Как же собственникам жилья контролировать, на что и как тратит деньги их управляющая компания?

Статья 162 Жилищного кодекса РФ обязывает управляющие компании ежегодно в течение первого квартала текущего года отчитываться перед собственниками многоквартирного дома. Это важный момент: по итогам отчета жители принимают решение, оставаться ли им дальше с этой УК или поискать новую, а то и вовсе сменить форму управления домом. Управляющие организации часто не горят желанием раскрывать свои карты перед собственниками помещений в домах, которыми управляют.

Так же в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731, управляющая организация обязана раскрывать общую информацию об управляющей организации, в том числе в сети Интернет.

Есть живой пример, когда УК не посчитала это сделать нужным. В Калининском районе г.Чебоксары ООО «УК «Альгешево» не раскрыла свои основные показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2011 год, сведения о привлечении к административной ответственности, о выполнении обязательств по договору управления.

По результатам проверки в отношении директора ООО «УК «Альгешево» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23.1 КоАП РФ, внесено представление об устранении нарушений закона.

В текущем году в сфере соблюдения законодательства о раскрытии информации органами прокуратуры республики внесено 63 представления, возбуждено 31 административное дело, в суд направлено 36 исковых заявлений.

Скажите, а обязаны ли сами собственники определять перечень работ и услуг, которые должны проводить управляющие организации по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, как раз-таки в целях эффективности и управления МКД и контроля за его управлением? И исполняется ли эта обязанность самими собственниками на практике?

Совершенно верно поставлен вопрос. Действительно, собственники должны знать, на что будут израсходованы их деньги, собранные на содержание и ремонт общего имущества МКД в составе квартплаты. А как они об этом могут знать, если они сами не определили, какие работы должна произвести управляющая организация: отремонтировать крышу, покрасить подъезд, установить общедомовой прибор учета или что-то другое.

Есть Правила содержания общего имущества МКД, утвержденные постановлением Правительства РФ. В них четко прописано, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Например, произвести замену кровли, отремонтировать стены в подъезде и т. д. Кроме того, согласно ЖК РФ собственники должны самим определить и размер платы за содержание и ремонт. А если этого не делается берется размер платы, установленные ОМС.

Так должно быть по закону.

Теперь давайте перенесемся в реальную жизнь. На практике зачастую эти обязанности никто не выполняет. Более того, элементарно общее собрание провести затруднительно. Собственники проявляют абсолютную пассивность, на собрание не приходят, кворума нет.

В итоге что мы получаем. Размер платы на содержание и ремонт не утвердили. Хорошо, управляющая организация применяет размер, установленный ОМС. А дальше что… Перечень работ и услуг тоже не установили. Вот и получается, что управляющая организация может тратить деньги собственников по своему усмотрению. И хорошо, если в интересах собственников. А ведь часто получается, что нет.

Например, совсем недавно прокуратурой Московского района г. Чебоксары был выявлен факт направления управляющей организацией денежных средств собственников на проведение так называемого энергоаудита. Потрачено 24 000 рублей. А собственников никто и не спросил, надо им это или нет. Тем более, что работы по энергетическому обследованию в данном случае могли быть проведены в добровольном порядке, а не обязательном. В тоже время стены в подъезде облупились, но на это денег нет, они потрачены на энергоаудит. Кто виноват? Прежде всего, сами собственники, ну и управляющая организация, самовольно потратившая их деньги без согласия.

И еще один момент. Кто из собственников хоть раз проверял, в полном ли объеме сделала работу управляющая организация, за которую перед Вами отчиталась. Кто-то поднимался на крышу и измерял рулеткой длину положенной кровли или количество квадратных метров оштукатуренных стен. Я думаю, что мало кто это делал.

Поэтому многое зависит от активности самих собственников. Сейчас существует такой орган, как совет многоквартирного дома, который избирают на общем собрании из собственников. Председатель Совета наделен полномочиями по подписанию актов выполненных управляющей организации работ. Вот здесь и можно проконтролировать работу.

Спасибо, Дмитрий Владимирович. Наконец, хотелось бы подвести итоги деятельности органов прокуратуры Чувашской Республики по защите прав граждан в сфере ЖКХ только в цифрах.

Всего за истекший период 2012 года в ходе проверок соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере выявлено более 1,4 тыс. нарушений закона, внесено 557 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 359 должностных лиц, возбуждено 238 административных дел, в суд направлено 130 исковых заявлений, по постановлениям прокуроров органами предварительного расследования возбуждено 4 уголовных дела.

Спасибо за содержательный и интересный разговор. Как видим, именно высокая степень правовой активности самих граждан во-многом является залогом обеспечения законности в сфере ЖКХ. Уже давно прошло то время, когда вся собственность на жилье принадлежала государству и оно полностью заботилась о жильцах. Теперь многое зависит от нас с Вами, уважаемые граждане. Пора перестраиваться и жить в ногу со временем и законом.


 
Противодействие коррупции
Уведомление об экстремизме
Жалобы на действия сотрудников полиции
Сообщите о коррупции
 

© 2007-2015 При использовании материалов Официального сайта прокуратуры
Чувашской Республики ссылка на www.chuvprok.gov.ru обязательна
Rambler's Top100